Метеоплощадка - это специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды. Площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра и т.д.), при наблюдении за природными явлениями (например, движение облаков, поведение насекомых, состояние растений).
При использовании простых приборов для определения погоды у воспитанников развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать – всё это необходимо для общего развития воспитанников.
Метеорологическое оборудование детской метеоплощадки:
Термометр - прибор для изменения температуры воздуха.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер- прибор для измерения количества осадков.
Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.
Солнечные часы - прибор для определения времени.
Метеоплощадка является важным элементом экологической тропинки.
Она даёт возможность познакомить воспитанников с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеоплощадка обеспечивает проведение наблюдений, практических работ, организовывает систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Для устройства метеоплощадки использовалась площадь, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков. Специальное оборудование расположили компактно , что позволит детям в доступной форме, самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.
В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса воспитанников к проведению исследований, используются игровая форма общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.
С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды можно посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений -предсказателей погоды»
«Растения - предсказатели» погоды:
Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
Перед дождем фиалка сгибает стебелек, дрема и жимолость - облеплены насекомыми.
Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свертываются - к дождю.
Клевер сближает листочки, наклоняются - перед ненастьем.
Если цветок звездчатки (мокрицы) не поднимаются и не раскрываются до девяти часов утра. - Днем жди дождя.
Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми - перед дождем, закрываются - к хорошей погоде.
Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.